Салон красоты "Лилея"                 
г. Киев, м. Оболонь 
пр-кт Героев Сталинграда, 10а 
Мои контактные телефоны: 
8 (067) 8888 319
8 (068) 350 99 72         
8 (063) 290 95 55
 
|   Главная    |   Обо мне    |   Новости    |   Услуги    |   Стоимость    |   Контакты    |   Статьи и советы    |

Статьи и советы

Косметология и искусство визажа...немного истории

                
           Само слово косметика (от греч. "kosmetike" - "искусство украшать") происходит от слова  "космос" (греч. "kosmos"), что означает "украшаю". Т.е., когда Творец создавал Вселенную,
Он ее именно украшал. 

           Уже тысячи лет назад первобытные люди раскрашивали свое тело и лицо яркими красками.
Но они придавали макияжу не только одно значение - "украшать", как сейчас, а зная его сокровенную суть, древние люди использовали макияж в разнообразных ритуалах и мистических действах.
Так, краску наносили на лицо и тело, например, перед сражениями, чтобы своим ярким и устрашающим видом пугать врагов, на свадьбу, чтобы исцелиться, приворожить или отворожить и т. д. Особый макияж указывал на вождя, жреца племени. 


            Родиной же косметики как таковой считается Древний Египет. В этой полной тайн и загадок стране искусство украшения лица и тела достигло наивысшего развития, чего, к сожалению, не наблюдается сейчас.
Любовь египтян к косметике была так велика, что даже священным животным в храмах (кобрам, крокодилам, кошкам, быкам) рисовали круги вокруг глаз фосфоресцирующими красками, а статуям ярко вырисовывали глаза, заполняя радужную оболочку прозрачным ква
рцитом и на место зрачка вставляя блестящую каплю хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.                            
               
             
          В полном объеме свойства (в том числе магические) и многие секреты косметики были известны только жрецам и избранным и хранились в строгой тайне. А хранить, действительно, было что.
Например, особый рисунок или браслет на лодыжках и запястьях продлевал молодость, особый макияж глаз возвращал человеку жизнерадостность и энергию, а также способствовал успеху на любовном поприще, некоторые сочетания цветов или рисунков, запахи и мази исцеляли от болезней, помогали добиваться благосклонности богов, а значит удачи и многое другое.


     
           Следует отметить, что красились и мужчины, и женщины. Для египтянок же забота о внешности была делом первостепенной важности. Они красили волосы, ресницы, брови, ногти, губы, пудрились и румянились, красиво и ярко наряжались, делали прически и т.д. (фильм "Клеопатра"). 

           Более того, считалось даже позорным, если женщина не следила за собой и ходила по дому или показывалась
на людях без макияжа, растрепанной, как попало одетой и т.п. Самое большое внимание в макияже уделяли глазам - "зеркалу души", их красили густой черной жидкостью, называемой "мастим", нанося ее на веки кисточкой или специальной тонкой палочкой. Краска делала глаза говорящими и выразительными. Кроме того, часто косметика имела и профилактические свойства, например, краска для век предотвращала воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра, оздоравливала кожу, отпугивала своим запахом насекомых, предохраняла от болезней. Малахитовая зелень, применявшаяся как тени, исцеляла различные заболевания глаз, особенно трахому.        
                              
           На таком же высоком уровне в Древности были и различные инструменты, используемые для макияжа.
Так, при раскопках археологи нашли множество туалетных принадлежностей: подставки для париков, краску
для волос, ароматические эссенции, масла для головы и гребни, хорошо отполированные пластины в раме (зеркала), пудреницы с рисовым порошком-пудрой и пуховкой, кисточки или стержни для чернения ресниц и бровей,
для подкраски губ, щипчики для выдергивания волосков, пемзу для ногтей и краску для их окрашивания.
Был откопан целый косметический кабинет, находившийся в Храме одной из могущественных цариц Древнего Египта.
Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности
и белизны кожи использовала мазь, основным компонентом которой был размельченный крокодилий помет вместе
с белилами. (Тогда люди не имели таких предрассудков, как мы сейчас, и не брезговали пометом). 

                          
           Из Египта искусство макияжа распространялось по всему миру. В Древней Греции и Риме тратились огромные средства на косметические товары, как на изготовляемые на местах, так
и на привозимые из стран Востока. Многие рецепты были заимствованы у египтян.


          Особенно огромные деньги римские матроны платили именно за косметические средства из Египта. Например, за растительные масла с добавлением сока белой нильской лилии и лотоса, которые придавали лицам оттенок загадочности, мелкотертые листья и корни хлебного дерева с прибавлением речного песка, которые улучшали здоровье, едкий сок некоторых видов ириса, который употребляли
в качестве румян (раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время). Больше всего же римляне любили различные средства, обладающие сильным и "вкусным" запахом. Так, комнаты постоянно опрыскивали эссенцией, чаще всего, мяты или мелиссы, ароматические масла и лепестки роз добавляли к мазям. 


            Римские матроны очень сильно красились, широко применяя белила для рук и груди, румяна, пудру (светлую
или цветную), духи, ароматические масла, тени, губную помаду в виде мази, мятные настои, пряные эссенции из гвоздики, корицы, шафрана, порошки для шлифования и очищения зубов, грифели для чернения бровей и ресниц. Богатые римлянки также красили веки золотистой краской и подводили брови углем. 

            В Древнем Риме существовали так называемые "косметы" - рабы или рабыни, которые владели искусством макияжа, массажа, ухода за телом и лицом. Они украшали лицо и тело женщин Рима и обслуживали термы (бани), которые выполняли функцию косметических салонов. Там люди плавали в бассейнах, отдыхали, принимали ванны
и парилки с целебными травами. Косметы делали массаж, различные компрессы, маски. Несколько помещений было отведено для брадобреев и парикмахеров. Существовало огромное количество инструментов: ухочистки, пинцеты, кожаные колпачки-футляры для сохранения ногтей, туалетные щетки, гребешки, заколки и т.д.    

          
              В Греции дело обстояло приблизительно так же. Для чернения глаз и бровей гречанки использовали копоть, добавляя в нее сок вяжущих трав, или сажу, при чем закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой.
Губы и щеки румянили с помощью сурика, или мелкотертых порошков и составов, вызывающих прилив крови к щекам. Брови больше всего любили красить порошком "кохоль", а мукой толченых бобов, риса, ромашки, кукурузы припудривали лицо и руки. Особой слабостью гречанок, как и римлянок, были духи и ароматические масла.
Ими они обильно сбрызгивали одежду, смазывали тело, прятали в прическу крохотные пакетики, наполненные жиром или маслом и экстрактом жасмина, лаванды или ладана, которые распространяли сильный запах. В каждом доме существовали даже целые комнаты для хранения косметики. Ее помещали в амфоры, изящные килики, флакончики, бальзамарины и др. 

                    
        
   В Древнем Китае и Японии, Индии женщины с самого детства обучались правилам нанесения косметики, умению пользоваться румянами, белилами, тушью. Косметических средств и инструментов там было такое же изобилие, как и в Египте, Риме, Греции. В Китае детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на детей, оставался доволен, видя,
что они радостны и здоровы. А вот что говорили о красоте женщины китайские мудрецы: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо". И еще: "Мудрая женщина может меняться каждый день, вовек не исчерпывая своих чудесных превращений…" Воины подводили себе брови тушью, придавая им более свирепую форму, чтобы устрашать врагов. Японки применяли помаду из древесного воска, масла, семян камелий, мускуса, камфоры. 
 
               В Древней Индии косметику употребляли независимо от возраста и пола. Даже маленьким детям красили брови, ресницы, щечки. На рисунок, наносимый на лицо, влияла кастовая и религиозная принадлежность, а также род занятия. Индия вообще необычайная страна, страна контрастов, где удивительно сочетается нищета с любовью
к творчеству и красоте, которую принес на Землю Господь Кришна. Женщины сильно сурьмили брови и глаза, используя копоть и тушь, ставили себе красивое пятнышко на лбу между бровями - "тилака", прикрепляли к середине пятнышка камушек (современные стразы, бинди). 

             Очень серьезное и большое значение придавалось ароматам. Воскуривали мирру, смолу тропических растений, ладан, который особо ценился (его называли "божественным", "фимиамом богов"). Приятные и резковатые запахи отгоняли злых духов. Женские прически так же окуривали, используя дымок от орешков кокоса, корицы, гвоздики.
По праздникам было принято окрашивать ладони рук и подошвы ног цветными мелками, цветными глинами.
Широко применялся татуаж…
 
                       
            Теперь посмотрим, как обстояли дела в Древней Руси. Простые и чистые русские женщины-язычницы - дети природы, как это не покажется странным приверженцам "естественности", красились
во всю. Да так, что казались просто размалеванными кистью, именно из-за своей простоты.
В косметических целях, как и во всех других странах, применялись, в основном, растительные средства, свойства которых язычники знали в совершенстве. Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку
или мел. 

                Для окраски волос так же использовали растения, например, кожурой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в бело-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую - из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Знали "характер" каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр. 

             В средние века, в Европе, где к власти приходит грозная церковь - в косметике начинается разлад.
Хотя отношение к косметике в те времена постоянно менялось, однако больше склонялись к тому, что краситься -
это плохо. 


            
             В ранней средневековой Европе все плотское считалось от дьявола и изгонялось, в том числе и косметика. Косметика всегда несла людям, а особенно женщинам, СИЛУ, что, естественно, было неугодно средневековой церкви. Нужно было держать в подчинении огромные массы людей, а этого было легче всего добиться серостью
и бесцветностью. 
             
             Однако, косметику не так-то легко было изгнать. Древняя Италия послужила мостом для распространения косметики по всей Европе. Особой популярностью пользовалась книга герцогини Екатерины Сфорца, в которой она знакомила с процессом наложения красок на лицо, со средствами, инструментами и приемами работы при нанесении макияжа. Во Франции макияж всячески поощрялся сильными мира сего. Так в 1190 году король Филипп-Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, "кто приготовляет и продает все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия". В то время очень сильно красили лицо, руки, шею - это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что
для этого часто приглашали художников.
 

            Позже, в эпоху Людовика XVI было принято покрывать лицо очень толстым слоем пудры,
таким, что он осыпался, как штукатурка. Особенно красивой считалась такая кожа, через которую просвечивали сосуды -и поэтому кисточкой с голубой краской прорисовывались жилки на лице поверх белил, а пудру не снимали по несколько дней. Так же много пользовались и румянами, и сильно красили губы. Причем не только дамы,но и кавалеры во всю пользовали косметическим средствами. 


            Популярными были черные мушки, изготовлявшиеся из шелковой ткани в форме небольшого кружочка или какой-либо фигурки. Их наклеивали на лицо, шею, грудь,при чем каждая мушка имела определенное значение, как и родинка, если бы она была на том же месте. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность. Было время, когда в моде были накладные брови, для этого использовали кусочки меха с низким ворсом, а чтобы сделать щеки круглыми (как требовала мода), за них закладывали пробки. 

            Но церковь не дремала и часто натравливала невежественные толпы народа на косметические лавки,
как на обитель нечистой силы, а на продавцов и парфюмеров, как на служителей сатаны и колдунов.
И после Великой французской буржуазной революции 1789 года косметика, как и парик, была объявлена вне закона (!), как атрибут королевской власти. Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Позднее, однако, во времена Директории, косметика вновь стала брать свое. Например, при дворе императрицы Жозефины - жены Наполеона I
на дорогие восточные косметические средства тратили до 20 000 франков в год. Карандаши для глаз и бровей, помада, румяна, кремы, духи уже приобрели красивую форму и стали предметами роскоши. 

                               
            Но косметика продолжала пугать своими чудодейственными свойствами (и не зря!).
Поэтому, например, английским парламентом был даже принят билль о том, что если любая женщина, любого возраста с "помощью духов, помад, румян, высоких каблуков или кринолинов соблазнит подданного Его Величества, будет судима как за колдовство, и брак будет считаться недействительным". Вот такую силу имела косметика, и женщины умело применяющие ее, что был даже принят специальный закон против них. И все равно женщины продолжали ею пользоваться и украшать себя даже под страхом суда. 

            А что же в России? В 1908 году, как и во Франции в 1190, были изданы специальные указы которые наделяли специалистов и предпринимателей парфюмерно-косметической области определенными правами
и привилегиями.

           
            Были разработаны специальные программы по обучению массажистов, косметологов. Косметическая промышленность России стала выходить на мировой уровень. Но… С приходом советской власти, вся косметика, все украшения и наряды были обьявлены вне закона, как предмет роскоши и буржуазии. Все громили и уничтожали. Все женщины надели кирзовые сапоги, телогрейки и пошли воевать и пахать.

            Косметическая промышленность была в корне задавлена, в магазинах - абсолютно одинаковая одежда и обувь. Таким образом, чувство вкуса, выбора, гармонии постепенно атрофируется, так как проявиться-то ему негде!
Для женщины привычней становится рабочая роба, чем нарядное платье. Всё!
Индивидуальность, сущность женщины, её "Я" полностью раздавлено. Женщины же, которые не хотели с этим смириться и, поддаваясь своему внутреннему голосу, стремились быть ЖЕНЩИНАМИ - красивыми, самобытными, яркими (конечно, при помощи макияжа и нарядов) во все времена клеймились позором. 

           
               И вот, именно с наследием всего этого мы имеем дело сейчас, в виде огромного количества комплексов у большинства: боязнь надеть кокетливую шляпку с цветком или бантиком, яркое броское кольцо или ожерелье, соорудить невообразимую прическу, сделать яркий макияж.
Какие-то абсолютно дикие предрассудки в отношении косметики, неумение выбирать вещи, украшения, косметику, дикий страх выделиться из толпы: "А вдруг обо мне подумают, что я слишком нарядная и праздная?! Ой-ой-ой!!!" 

             Но наступают другие времена! Уже сама Высшая мода (а Высшая мода - это не социальная мода, не общественное мнение, а достояние самых лучших) призывает нас самовыражаться, творить, наряжаться и украшаться! И  становиться все больше ярких, экспрессивных, модных женщин, которые действуют, как им подсказывает их сердце. И Слава Богу!
|   Главная    |   Обо мне    |   Новости    |   Услуги    |   Стоимость    |   Контакты    |   Статьи и советы    |